Вернуться к русскому языку Translate into English Ins Deutsche bersetzen
Версия для слабовидящих
Поиск
671221, Бурятия Респ, Кабанский р-н, Большое Колесово с, Ленина ул, дом № 42

+7 (30138) 92449
Контактный номер

Памятка по видам и способам совершения ИТТ-преступлений при проведении профилактических мероприятий с населением

ВНИМАНИЕ!

1. Перед проведением профилактического мероприятия по видам и способам совершения ИТТ-преступлений и защите от них, необходимо самостоятельно изучить и понять цифровую модель ИТТ-преступлений.
2. При доведении информации необходимо взаимодействовать с аудиторией, закреплять информацию путем повторения (с приведением примеров) по каждому способу совершения ИТТ-преступления.
1. «ТЕЛЕФОННЫЙ ЗВОНОК»
В ходе телефонного разговора злоумышленники представляются: сотрудниками банка, правоохранительных органов, социальных служб, специалистами портала «Госуслуги», близкими родственниками, которые сообщают о проблемной ситуации, требующей незамедлительного реагирования. Например: третьи лица пытаются оформить кредит; по банковской карте/счету производятся/совершены подозрительные операции; банковский счет заблокирован; близкий родственник попал в беду; необходимы деньги и др., после чего предлагают потерпевшему в целях решения проблемы совершить следующие действия:
• Произвести операции по указанию злоумышленника через банкомат или в режиме онлайн через приложение;
• Снять денежные средства с банковского счета/карты, оформить кредит, а после перевести денежные средства на «специальный безопасный счет»;
• Сообщить номер банковской карты, CVC — код, коды из СМС сообщений;
 Передать денежные средства третьему лицу.
Примеры:
1. Гр. В. позвонили неустановленные лица, представились сотрудниками полиции, сообщили, что мошенники оформили на его имя кредит в сумме 300 000 рублей. Для отмены всех операций необходимо подать встречную заявку для понижения кредитного потенциала и перевести деньги на «застрахованные, безопасные» банковские счета. Заявитель оформил онлайн-кредит, перевел деньги злоумышленникам.
2. Гр. Д. позвонили неустановленные лица, которые представились сотрудниками полиции, в ходе разговора сообщили, что родственник попал в аварию ему требуется дорогостоящая операция, для ее проведения срочно необходимо перевести денежные средства (передать курьеру).
 Способы защиты:
• Не отвечайте и не перезванивайте на незнакомые номера;
• Прервите разговор если он касается финансовых вопросов;
• Позвоните своим близким,родственникам, проверьте информацию;
• Обратитесь в полицию, банк или организацию;
• Не сообщайте сведения о картах (CVV/CVC-коды);
• Не переводите денежные средства по просьбе (требованию) неизвестных лиц.
2. Взлом личного кабинета портала «Госуслуги»
Основные схемы взлома:
1. Злоумышленниками, путем обзвона граждан, осуществляется неправомерный доступ (взлом) к личным кабинетам портала «Госуслуги», с последующим оформлением микрозаймов и кредитов. В ходе телефонного разговора мошенники представляются сотрудниками сотовых компаний (работниками портала «Госуслуги»). Под видом продления срока действия SIM-карты, либо подтверждения личности на портале «Госуслуги», просят продиктовать код, поступивший в SMS-сообщении. В это время, злоумышленник в приложении «Госуслуги» вводит абонентский номер потерпевшего, и ожидает когда ему продиктуют код, получая тем самым доступ к личному кабинету портала.
Пример: Гр. С. на сотовый телефон поступил звонок от злоумышленника, представившимся сотрудником сотовой компании «МТС», который сообщил что заканчивается срок действия SIM-карты, предложил продлить дистанционно, сообщив поступивший код в SMS — сообщении. Гр. С. продиктовал, поступивший в SMS-сообщении код, тем самым предоставил доступ в личный кабинет портала «Госуслуги». В результате взлома личного кабинета на портале «Госуслуги» на гр. С. оформлены микрозаймы.
2. Одним из способов возможности получения доступа к личному кабинету портала «Госуслуги» является несвоевременное открепление абонентского номера в случае прекращения его использования (смена номера). Злоумышленники покупая новые SIM-карты восстанавливают пароль на портале «Госуслуги».
Пример: Мошенник производит покупку SIM-карты, которая не использовалась от 2-6 месяцев, далее он производит проверку привязки личного кабинета на портале «Госуслуги», после того как мошенник обнаруживает, что номер не
отвязан от личного кабинета, то он восстанавливает к нему доступ и совершает оформления микрозаймов/кредитов.
Способы защиты:
• Не отвечайте и не перезванивайте на незнакомые номера;
• Никому не сообщайте коды из SMS-сообщений (в т. ч. поступившие с портала «Госуслуги»);
• Установите дополнительную защиту для входа на портал Госуслуги: SMS- пароль и контрольный вопрос.
• Регулярно меняйте пароли доступа.
3. Фишинг – сайт двойник или зеркальный сайт Преступником создается сайт «двойник», визуально схожий на какой-либо известный официальный сайт (в названии имеются отличия).
Пример: Гр. А. в сети интернет нашел ссылку на сайт (k1no.trc-forum.ru) по приобретению билетов со скидками в кинотеатры г. Улан-Удэ. Перейдя по ссылке забронировал билеты на 2 персоны и произвел оплату, в результате чего произошло списание денежных средств в сумме 8 978 рублей.
Способ защиты:
 При проверке обратите внимание на:
 Мошенники заменяют буквы символами – например, ЦИФРА 1 вместо БУКВЫ «I» (onL1ne вместо onLIne);
 Имя сайта максимально приближено к оригиналу (onLLine.sberbank.ru вместо onLine.sberbank.ru); Фейковый сайт может располагаться в нестандартной зоне, например rzd.INFO или rzd.NET, когда оригинал: rzd.RU.
4. Мошенничества, совершаемые в сети интернет Преступления, совершаемые в социальных сетях, мессенджерах, торговых площадках в сети Интернет (Авито, Дром и т.д.).
Примеры:
1. Потерпевший - продавец: гр. «М.» на сайте «Авито» выложила объявление о продаже детской коляски, после с ней связался покупатель который пояснил, что хочет приобрести товар для себя безопасным способом через «Авито-доставка». После чего он скинул в мессенджере «WhatsApp» ей ссылку для безопасной сделки по которой она перешла и указала реквизиты банковской карты на которую она хотела получить оплату, после чего ей на сотовый телефон пришел пароль, который она также указала в ссылке, в результате со счета были сняты денежные средства в сумме 9 700 рублей.
2. Потерпевший - покупатель: гр. «В» на сайте Авито увидел объявление о продаже двигателя по цене ниже рыночной стоимости. Позвонив продавцу по телефону указанному в объявлении, продавец попросил перевезти задаток, так как у него имеются еще желающие приобрести данный двигатель и он должен точно понимать, что гр. «В» его приобретет. Покупатель перевел продавцу денежные средства в сумме 25 000 рублей на указанный в объявлении абонентский номер. После чего объявление было заблокировано.
Способы защиты:
• Не осуществляйте предоплату;
• Называйте только абонентский номер для перевода денежных средств (достаточно для осуществления перевода);
• Оплачивайте покупки только после доставки.
• Проверяйте рейтинг продавца и отзывы.
5. Фиктивные «инвестиции» Злоумышленники под видом участия в торгах на «бирже», создают сайты, на которых люди вкладывают денежные средства под видом инвестиций, при этом предоставляют потерпевшим ложную информацию об увеличении дохода.
Пример:
1. Гр. А. оформил дебетовую и кредитную банковскую карты АО «Тинькофф банк» и подключил услугу «Инвестиции». Далее на сотовый телефон гр. А. позвонил мужчина, который представился сотрудником банка АО «Тинькофф банк» и предложил заработать на инвестициях, установив приложение «Bybit» для обмена денежных средств на криптовалюту, и приложение «Терминал» для пополнения счета. После установки приложения заявитель перевел с денежные средства в сумме 10 000 руб. на счет приложения «Терминал», где через некоторое время увидел, что сумма повысилась на 1 800 руб. Далее гр. А. предложили получить еще больше прибыли, заявитель вновь
внес денежные средства в сумме 180 000 руб., 600 000 руб., и 500.000 руб. После пришло уведомление о том, что приложение «Терминал» заблокировано, для разблокировки необходимо внести 1 000 000 руб. Гр. А. оформил несколько кредитов в ПАО «Сбербанк», АО «Тинькофф банк» на супругу в сумме 1 986 000 руб. и совершал переводы злоумышленникам, полагая, что инвестирует свои денежные средства.
Способ защиты:
• Проверяйте брокерскую компанию на сайте Банка России – crb.ru (пример сайта, связанного с фиктивными «инвестициями» - compire-group.com).
• Не доверяйте рекламе о биржах в сети Интернет.
• Не верьте заманчивым и убедительным словам о высоких доходах при низком риске.
6. Взлом банковских счетов после загрузки файла, поступившего в мессенджере. Участились обращения граждан в полицию с заявлениями о хищении денежных средств с банковских счетов, после загрузки файла, поступившего в мессенджере. Установлено, что потерпевшим в мессенджере «Телеграмм», «Вайбер», «Ватсап» поступали сообщения с прикрепленным файлом и текстом: «Это ты на фото?». После загрузки файла происходило списание денежных средств с банковского счета. Указанные сообщения поступали от знакомых и незнакомых лиц. Таким образом, потерпевшие при открытии файла скачивали вирус (программа удаленного доступа), позволяющий злоумышленникам получить все данные с сотового телефона, для последующего хищения денежных средств.
Меры безопасности:
Не переходить по сомнительным ссылкам, и не открывать файлы поступившие в сообщениях.
В случае если прошли по ссылке:
1. Незамедлительно включить на телефоне режим «Полет»;
2. Заблокировать банковскую карту, позвонив на горячую линию Банка.
3. Отформатировать телефон до заводских настроек, для удаления вредоносной программы (вируса).